Вернуться   Клуб любителей Skoda Superb > Эксплуатация и сервис > Двигатель

Важная информация

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 20.07.2017, 16:53   #1
Продвинутый Супербовод
 
Аватар для Andrushi4
 
Регистрация: 25.05.2012
Имя: Андрей
Адрес: Москва, МО
Автомобиль: Skoda Superb 1.8 TSI грязный белый крейсер
Сообщений: 505
Репутация: 455
По умолчанию Адсорбер

История про то как я мучался с ошибкой P0441 - "Неверная пропускная способность", что можно сделать и как не надо делать.

Осторожно, длиннопост.
Ликбез для таких же далёких от автослесарного дела, как и я. Надеюсь, кому-то будет полезно. Может быть, этим постом смогу кого-то предупредить от необдуманного поступка, наведу на мысль как лучше сделать, или отговорю от затеи пилить адсорбер.
На истину в последней инстанции не претендую, потому прошу не бить если в чём-то ошибаюсь. Критика приветствуется.

Смежная тема, которая может помочь: Замена клапана вентиляции бака

--------------------

Итак, периодически стала появляться эта ошибка. За спиной уже 5 лет эксплуатации и 160 тысяч км.
Раньше ошибка появлялась редко, потом всё чаще и чаще. В конечном счёте дошло до того что я наблюдал Check Engine при каждой поездке.
Ошибка фиксируется после неудачной самодиагностики клапана N80, которая проводится на холостом ходу при прогретом двигателе. Т.е. если попал на долгий светофор, в пробку => получи ошибку.

Итак, посмотрим как же устроена система вентиляции топливного бака, зачем нужна и как она работает. Простыми словами.

Основные действующие лица:
- крышка топливного бака
- (вроде бы) клапан между баком и адсорбером
- адсорбер
- клапан адсорбера N80
- трубки



Во время стоянки автомобиля давление газов в топливном баке может меняться. Холодно - падает. Жарко - растёт. Закон Шарля.
Соответственно, перепад давления желательно как-то компенсировать.
При падении давления идёт подсос воздуха из внешней среды через мембрану крышки топливного бака. Та же мембрана не пускает насыщенный топливными парами воздух обратно из бака на улицу.
При росте давления надо как-то стравливать излишки воздуха. Стравливаются они на улицу из бака через систему трубок и через адсорбер, в котором размещается уголь - он улавливает пары топлива из проходящего через него воздуха.
Когда двигатель заведён, клапан между баком и адсорбером закрывается, и с определённой периодичностью (много раз в секунду) начинает открываться клапан N80. В результате воздух извне заходит в адсорбер, насыщается топливом ("запасённым" в угле), и через клапан N80 попадает во впускной коллектор. Топливо идёт в дело.



Как указывали в смежных темах, проблема может быть в одном или сразу нескольких элементах системы вентиляции топливного бака. Кому-то помогла замена клапана N80, кому-то - крышки бака.
Можно попробовать самостоятельно диагностировать любой из этих элементов:
1. если на заправке при открывании крышки топливного бака вы слышите пшиканье - скорее всего мембрана в крышке забилась.
2. клапан N80 при отключённом питании закрыт (не продувается), при включённом - щёлкает и засасывает воздух извне.
3. адсорбер при любом закрытом 1 отверстии должен продуваться довольно легко.
В моём случае:
1. электрик того сервиса где обслуживаюсь (Нивюс) "давал зуб" что проблема в клапане N80. Поменял клапан - проблема не ушла. Если кому-то нужен зуб электрика - обращайтесь.
2. поменял крышку бензобака (у меня "пшикала", а я и не обращал на это внимание) - ошибка стала появляться заметно реже, но полностью избавиться от неё не получилось.
3. продул трубки (от клапана N80 к адсорберу, от адсорбера к магистрали, от магистрали к баку) - трубки чистые
4. распилил адсорбер, почистил сетку-мембрану, помыл поролон, всё собрал и склеил - ошибка ушла.
Адсорбер представляет из себя пластиковую колбу с продольной перегородкой внутри. В нижней части перегородка идёт не до дна, что и обеспечивает прохождение воздуха через весь объём угля. В верхней части адсорбера с одной стороны перегородки расположено отверстие (для трубки из бака) и гладкая трубка-штуцер (для трубки к клапану N80), с другой - вентиляционное отверстие для связи с атмосферой. Адсорбер почти полностью заполнен активированным углём, между углём и крышкой проложен мелкопористый поролон (на картинке - оранжевого цвета). Кроме того, в крышке с внутренней стороны напротив гладкой трубки-штуцера устанавливается фильтр (на картинке - синего цвета) с очень мелкоячеистой сеточкой.



Проблема, собственно, была в загрязнённых сеточке и поролоне. Они были полностью покрыты угольной пылью. Воздух через сетку проходил с большим усилием.

Проблема решается заменой адсорбера, либо его разборкой и чисткой. Узел неразборный, потому придётся пилить, а потом клеить эпоксидкой. Продуть компрессором, скорее всего, не получится (да и опасно - см. ниже). Малой кровью не отделаетесь.

Снять адсорбер легко при помощи защёлки, которая расположена с обратной стороны крепления адсорбера, примерно в середине:





Снимать всё крепление (2 болта + 1 гайка) нет необходимости - долго и неудобно. Одной рукой оттягиваем шлицевой отвёрткой защёлку от корпуса адсорбера, другой - тащим адсорбер вверх.

Чуть подробней о том как можно пилить адсорбер, и надо ли это вообще делать. Опустим вопрос почему инженеры VAGа не сделали такой простой узел как адсорбер разборным.
В интернете можно найти 2 разных типа инструкций на тему разборки адсорбера:
1. распил/разрез по клееному шву на стыке корпуса и крышки (напр., https://www.drive2.ru/l/7031291/ )
2. распил на 28-30 мм ниже торца выступа корпуса под крышку (напр., https://www.drive2.ru/l/4458154/ )

Я пошёл по второму пути (как вроде бы более простому). И только потом понял что ошибся. Это неверный способ по следующим причинам:
1. при обратной сборке мы не можем контролировать герметичность склеивания перегородки. Если в перегородке останется свищ - то эффективность работы адсорбера упадёт. Возможно, проще в принципе выкинуть адсорбер из автомобиля. Нет никаких способов проверить герметичность склейки перегородки. Да, проверить герметичность внешнего шва можно. Герметичность перегородки - нет.
2. часть угля не влезет в адсорбер, поролон будет неплотно прижат к крышке. К чему это приведёт в дальнейшем- пока непонятно. Возможно, будет интенсивно образовываться угольная пыль. Возможно, однажды выпадет фильтр с сеточкой из крышки адсорбера.

Если и пилить - то именно по шву крышки. После этого я бы и саму крышку распилил надвое, по впадине, с тем чтобы обратно клеить отдельно половинки, благодаря чему контролировать герметичность стыка перегородки и первой приклеиваемой крышки.

Будьте осторожны с продувкой адсорбера компрессором. Угольная пыль с сетки не сдувается, она даже не смывается под напором воды. Я замочил ненадолго фильтр с сеткой в "Мистере Пропере" для стен и пола, только после этого грязь отошла при помощи ватной палочки.
Продувая адсорбер компрессором, скорее всего либо порвёте сетку, либо выдавите фильтр из корпуса.
Чистый фильтр легко и без усилий пропускает воздух.

Поролоновые вставки тоже все были загажены угольной пылью. Пыль была и в зазоре между поролоном и стенками корпуса. Возможно, это создавало дополнительные затруднения для движения воздуха.

Фильтр с сеточкой:





Для продувки магистрали требуется снять трубку со штуцера магистрали. На трубке с той стороны что ориентирована в сторону моторного щита есть кнопка - её следует сильно утопить, после чего тянуть трубку вверх.





Эта же трубка снимается с адсорбера поворотом примерно на 5-10 градусов (что-то вроде байонета) и с усилием (по причине наличия уплотнительного кольца) снимается вверх.





Остальные трубки держатся на металлических скобах, которые легко расжимаются пассатижами.

Кроме того, остаётся открытым вопрос относительно работоспособности угля в адсорбере.

Взвесьте все "за" и "против". Возможно, если есть немного лишних денег, и учитывая все сложности и возможные косяки - надёжней будет не пилить адсорбер вовсе а купить новый.
Изображения
Тип файла: jpg Адсорбер3.jpg (95.1 Кб, 136 просмотров)
Тип файла: jpg Адсорбер1.jpg (88.5 Кб, 119 просмотров)
Тип файла: jpg Адсорбер2.jpg (39.3 Кб, 108 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20170715_160347.jpg (89.0 Кб, 113 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20170715_160455_HDR.jpg (79.4 Кб, 110 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20170716_110619_HDR.jpg (83.3 Кб, 111 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20170716_110645_HDR.jpg (84.8 Кб, 111 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20170716_111927_HDR.jpg (90.0 Кб, 113 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20170716_112014_HDR.jpg (83.2 Кб, 117 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20170716_110053.jpg (86.5 Кб, 120 просмотров)
Тип файла: jpg Адсорбер4.jpg (22.7 Кб, 108 просмотров)

Последний раз редактировалось Andrushi4; 20.07.2017 в 16:57. Причина: по мелочи
Andrushi4 вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2017, 17:14   #2
Почетный Супербовод
 
Аватар для mk86
 
Регистрация: 25.11.2010
Имя: Михаил
Адрес: ХМАО-Югра
Автомобиль: Был Superb II 1.8 7DSG пробег 255684, стал VW Touareg FL 3,0 TDI
Сообщений: 13,038
По умолчанию Re: Адсорбер

Andrushi4, дважды монстр!
mk86 вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2017, 19:17   #3
Опытный Супербовод
 
Регистрация: 25.09.2014
Имя: Олег
Адрес: Москва
Автомобиль: Skoda Superb II 1.8
Сообщений: 4,309
Репутация: 1707
По умолчанию Re: Адсорбер

Серьёзный подход, в закладки!
iSewen вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.07.2017, 22:42   #4
Начинающий Супербовод
 
Регистрация: 04.12.2016
Имя: Денис
Адрес: Московская область г клин
Автомобиль: Суперб 2
Сообщений: 194
Репутация: 33
По умолчанию Re: Адсорбер

Молодец. Прочитал теперь запутался. Но вопрос. Зачем нужен клапан n80? Написано для продувки абсорбера и пары идут в дело. Моного ли толку от этих паров то. Сколько процентов они экономят топлива? Есть ли данные на сколько эффективна эта система (литр на сотню экономит или пол литра и тп).
Насчет вентиляции бака все предельно понятно (я в молодости решил после дтп на вазовской 9ке убрать вообще вентиляцию.... пришлось летом бак искать новый).
Насчет абсорбера в принципе это как катализатор на выпуске. Нужен только для уменьшения выбросов.

Просто машину брал с рук. И продувки абсорбера у меня нету. Т.е. клапан n80 всасывает воздух. Вот и спрашиваю есть ли смысл делать как положенно. Изменит ди это что либо (расход топлива стандартный от 5,8 до 10)

А насчет пшика в баке, виновна только вентиляция бака. Клапан никак не влияет на давление в баке
Stalkerru вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.07.2017, 00:00   #5
Продвинутый Супербовод
 
Аватар для Andrushi4
 
Регистрация: 25.05.2012
Имя: Андрей
Адрес: Москва, МО
Автомобиль: Skoda Superb 1.8 TSI грязный белый крейсер
Сообщений: 505
Репутация: 455
По умолчанию Re: Адсорбер

mk86, iSewen
Спасибо. Старался.

Stalkerru
Адсорбер нужен не для экономии топлива, а для удовлетворения экологическим требованиям. Уже в Евро-2 был запрещён контакт паров бензина с атмосферой.

Экономия, думаю, там микроскопическая. Наверное, можно заморочиться и, зная форму угля (цилиндрические гранулы примерно 2х2 мм), его массу (полкило), подсчитать максимальную адсорбционную способность угля по бензину.

Экономия будет измеряться не в литрах на сотню, а в граммах на одну среднестатистическую стоянку. Например, за время стоянки адсорбер впитает (условно) 50 грамм бензина. Пускай имеем 2 поездки в день. После прогрева двигателя этот бензин отправится во впуск. Итого экономия - 2х50 грамм бензина каждый день, или 4 рубля в день.

Если у Вас клапан N80 не соединён с адсорбером и сосёт воздух из подкапотного пространства - то смысла в адсорбере нет, его можно снять и выкинуть. Надеть на штуцер магистрали от бака какой-нить дырявый грибок чтобы туда грязь напрямую не накидывало - и забыть.

А насчет пшика в баке, виновна только вентиляция бака. Клапан никак не влияет на давление в баке
В пшике при открытии крышки топливного бака виновато разряжение в этом самом баке, которое образуется из-за того что бензин уходит, а воздух извне плохо проходит через мембрану крышки. Клапан N80 никак не связан с давлением в баке.

При забитом адсорбере старая крышка пшикала.
При забитом адсорбере новая крышка - не пшикает.
При очищенном адсорбере новая крышка - не пшикает.

Последний раз редактировалось Andrushi4; 21.07.2017 в 00:20.
Andrushi4 вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.07.2017, 00:20   #6
Айсинный Супербовод
 
Регистрация: 25.08.2013
Имя: Ян
Адрес: Рязань
Автомобиль: 1.8 6АКПП
Сообщений: 2,505
Репутация: 1770
По умолчанию Re: Адсорбер

Andrushi4, Всё как у тебя, как с моей машины писался анамнез, в т.ч. и пробег. На днях также впервые вывалился чек из-за этой ошибки на долгом светофоре, которую наблюдаю уже давно вагкомом. Как думаешь, кроме червя в голове, есть ли какие-то негативные последствия эксплуатации авто с таким недугом?
Янэк вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.07.2017, 00:30   #7
Продвинутый Супербовод
 
Аватар для Andrushi4
 
Регистрация: 25.05.2012
Имя: Андрей
Адрес: Москва, МО
Автомобиль: Skoda Superb 1.8 TSI грязный белый крейсер
Сообщений: 505
Репутация: 455
По умолчанию Re: Адсорбер

Янек,
люди в интернетах пишут что последствий никаких не будет, ни на что оно не влияет.
Кто-то писал (м.б. даже в соседней ветке) что после появления чека отключается N80 (пока не сбросишь ошибку) и якобы чуть вырастает расход. С чего бы ему вырастать - непонятно.

Я проездил с этой напастью тысяч 50, наверное. Просто ещё год назад она вылезала раз в 2-3 месяца и особо не беспокоила. Всё откладывал на потом.
А этой весной вообще жить не давала. Только сбросишь ошибку - чек при первой же возможности вылезает.
Замена крышки чуть помогла, но проблему не решила.
Andrushi4 вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.07.2017, 00:36   #8
Айсинный Супербовод
 
Регистрация: 25.08.2013
Имя: Ян
Адрес: Рязань
Автомобиль: 1.8 6АКПП
Сообщений: 2,505
Репутация: 1770
По умолчанию Re: Адсорбер

Ну тогда и пёс с ней, когда замучает чеком, сделаю по твоему мануалу. Спасибо, всё по полочкам разложил
Янэк вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.07.2017, 09:11   #9
Начинающий Супербовод
 
Регистрация: 30.05.2016
Имя: Sergei
Адрес: Москва, Крылатское
Автомобиль: Skoda Superb Combi 2.0 TSI 2012
Сообщений: 175
Репутация: 119
По умолчанию Re: Адсорбер

Недавно узнал о такой же проблеме - считали ошибку с компьютера. Но я пошел по другой дорожке - купим адсорбер, но не оригинал.
Zu_Ley вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.07.2017, 10:01   #10
Активный Супербовод
 
Аватар для AleksanDER
 
Регистрация: 02.06.2011
Имя: Александр
Адрес: Москва
Автомобиль: Чёрно-белый Elegance 2.0TSI борт 252
Сообщений: 1,775
Репутация: 930
По умолчанию Re: Адсорбер

Andrushi4, я не стал пилить адсорбер, а оторвал верхнюю крышку с помощью отвертки от корпуса, просушил уголь и собрал обратно с помощью черного герметика и изоленты. Почти год прошёл - проблем нет.
Изображения
Тип файла: jpg IMG_20161123_223901.jpg (85.9 Кб, 45 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20161123_223922.jpg (95.0 Кб, 46 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20161123_224003.jpg (93.0 Кб, 42 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20161126_102306.jpg (88.1 Кб, 41 просмотров)
Тип файла: jpg IMG_20161126_102447.jpg (90.9 Кб, 38 просмотров)
__________________
Если нельзя, но нужно, то осторожно - можно
Я на Драйве - www.drive2.ru/r/skoda/1263172/
AleksanDER вне форума  
Ответить с цитированием Вверх
Ответ

Метки
адсорбер вентиляция бак

Вернуться   Клуб любителей Skoda Superb > Эксплуатация и сервис > Двигатель
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 06:40. Часовой пояс GMT +3.


vBulletinВ® 3.7.x
. Перевод: zCarot